Конференция «Строки, опаленные войной»
14 октября, г. Тула, РФ
Лекция «Литература накрыла Русь защитным куполом»
14 октября, г.Тула, РФ
2. В XIX в. Россия буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из высоких и почетных мест. Основная заслуга в этом принадлежит духовной и художественной сферам русской культуры. Литература в XIX в. (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Фет, Тютчев, Тургенев, Толстой и др.) становится несомненным лидером социокультурной жизни русского общества, самым идеологизированным видом искусства и в то же время наиболее художественным выражением русской ментальности.
3. Пафос созидания, заложенный в советскую культуру XX в., сформировал такое замечательное свойство литературы, как оптимистичность (даже трагедии в ней были оптимистическими) и устремленность в будущее. Это литература веры в идеалы социальной справедливости и неизбежное их торжество. Это литература прорыва в будущее, литература человека нового мира.
4. Литература России XXI века стала консолидирующим элементом Русского Мира, фундаментом его культуры, «куполом», который накрывает и защищает всю Русскую землю. Русский язык, русская литература и культура являются три столпа «цивилизованного пространства» исторической Руси.
Викторина "Зачем русскому русский?"
15 октября, г. Тула РФ
1. Мы поговорим о статусе современного русского языка. Язык – фундаментальная ценность народа, он вбирает в себя и отражает не только бытие и духовный потенциал многих поколений, но и опыт взаимодействия с другими народами, создает то особенное пространство, в котором существует и национальная культура, и человек как языковая личность.
2.Основную культурную нагрузку несет лексика. Из слов складывается языковая картина мира, определяющая восприятие мира носителями языка. Особенно наглядно и ярко этот аспект представлен устойчивыми выражениями, фразеологизмами, идиомами, пословицами, поговорками, прецедентными именами, а также частушками, т.е. безэквивалентной лексикой, всем тем слоем языка, в котором открыто сосредоточена народная мудрость, результаты культурного опыта народа.
3. Русский язык построен на морфологическом принципе, значит, написание слов не зависит от индивидуального произношения отдельного человека. Именно по этому критерию немолодой русский язык имеет ряд устойчивых преимуществ перед модными нововведениями. Мы рассмотрим активные процессы в русском словообразовании, обратим внимание на окказионализмы, которые активно хлынули в СМИ.
4. Без хорошего знания русского языка невозможно построить карьеру. Мы обсудим основные, самые «болевые» нормы русского языка. Обсудим, как не допускать речевые ошибки и не попасть в нелепое положение?
Вопросы викторины будут предваряться информацией, которая поможет слушателям дать правильный ответ
Открытая студия
«Теория волшебной пули, или проблемы языковой безопасности в контексте «мягкой силы» русской дипломатии»
7 октября, г. Москва РФВедущий – Наталья Степановна Новикова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка № 4 Института русского языка Российского университета дружбы народов.
Цель конференции - поговорить о том, какое большое место занимает диалог в нашей жизни, разобрать те ошибки, которые допускают собеседники в реальном и виртуальном общении, познакомиться с методами, предлагаемыми психологами для того, чтобы начать диалог, и, конечно, затронуть модную тему кросс-культурного диалога.
Цели: а) показать гармонизирующий характер русского речевого идеала в сопоставлении с западным стремлением самоутвердиться с помощью речи; б) отметить диалогическую суть так называемого «двуголосового слова»; в) познакомить с формами проявления речевой агрессии и приемами противостояния ей.
Какие проблемы будут предложены для обсуждения в открытой студии?1. Одна из особенностей русского речевого идеала - правдивость, которая представляет собой единство двух категорий - истинности речи и добра, понятого не как индивидуальная выгода, а как общественное благо. Русский речевой идеал, или образец, отличается диалогичностью. Мир есть диалог – таково представление о речевой культуре в русской языковой картины мира.
2. Западный тип культуры характеризуется индивидуальной отъединенностью и соревновательностью субъектов общения, которые проявляются в речевом поведении и в речевом идеале. Сама же речь оценивается как средство самоутверждения, самодемонстрации (в современном мире - как средство саморекламы). Речь - важнейший способ утверждения «Я», так что соревновательность и нацеленность на победу - вот принципы такого речевого поведения. Напротив, «резкая особенность русского характера в этом отношении заключалась в том, что никакая личность в общественных отношениях своих никогда не искала выставить свою самородную особенность как какое-то достоинство».
3. Речевая агрессия сегодня присутствует во всех видах коммуникации и является серьезным препятствием на пути к эффективному взаимодействию. Мы обсудим в самом общем виде формы проявления речевой агрессии: оскорбление, угроза, грубые требования, грубый отказ, обвинение, насмешка и проч. и расскажем о приемах противодействия ей.
1. Определим, что такое научный стиль речи, как он соотносится с другими стилями и как связан с научным способом мышления. В научной речи имеет место строгий предварительный отбор не только фактов, но языковых средств, которые специальным образом организуют метапространство научного текста.
2. Поговорим о высоком потенциале слов научного стиля речи в современных языках.Более 90% нoвыx cлoв, пoявляющиxcя в языкax, cocтaвляют cпeциaльныe cлoвa, то есть термины. Пoтpeбнocть в тepминax гopaздo вышe, чeм в oбщeyпoтpeбитeльныx cлoвax
3. Рассмотрим первичные и вторичные тексты научного стиля речи, охарактеризуем такие вторичные тексты, как аннотация, реферат, рецензия, отзыв, первичные: научная статья, тезисы, курсовая, выпускная квалификационная работа.
4. Покажем этапы работы с научным текстом (выбор лексико-грамматических конструкций, выделение ключевых слов, определение темы текста, нахождение тем абзацев, составление плана (назывной, вопросный, тезисный), составление опорных схем, сборка абзацев из предложений, сборка текста из абзацев, составление вопросов по тексту, компрессия, антикомпрессия.
5. Попробуем вместе поработать с научными текстами: на основе текста-источника создадим разные типы научного.
1 Глубинный гуманистический смысл русской поэзии – уважение к человеку, благородство, нравственная чистота, отвращение к пошлости, стремление быть активным гражданином, готовность к самопожертвованию.
2 Какие "тайны" русской ментальности скрывает русская классическая литература? В чем состоит особенная связь мелодики русской речи, сочетающая в себе камерность, интимность, певучесть, с открытостью и «широтой» русской души, соотносимых с необъятными просторами России?
3 Русская литература всегда уделяла большое внимание вопросу времени. Как связано прошлое и настоящее? Почему человек так часто обращается к прошлому? Может быть, потому, что именно оно даёт ему возможность разобраться с проблемами настоящего, подготовить себя к Вечности?
4 В каких произведениях русских классиков звучит тема раздумий о жизни, ее смысле и назначении человека и как эта связь перекликается с судьбами самих писателей и поэтов?
5 Актуально ли сегодня звучит мысль о том, что «поэт в России больше, чем поэт»?
Мастер-класс
«Нескучный русский»
8 октября, Армения
1. Русский язык не перестает удивлять и ставить загадки. Мы поговорим о многогранности и непредсказуемости лексико-грамматической системы русского языка. Обратим внимание на огромные потенции полисемии, рассмотрим случаи речевой недостаточности и речевой избыточности.
2. Обсудим, почему мы так говорим (дело в шляпе, блошиный рынок и винтаж, типун на язык и т.д.), обратимся к этимологии, к истории языка.
3. Срок жизни любого слова в любом языке ограничен. Как и почему уходят из языка старые слова, уступая место новым. Почему заимствованные слова какое-то время живут в языке как гости. Почему иностранцев русский язык ставит в тупик?
4. Нескучный русский – это какой русский? Что нужно знать, чтобы понять, почему в окне нет стекла, а вся жидкость из творога стекла. А чем отличается адресат от адресанта и сами носители путают. А как объяснить, что «замОк» не то же самое, что и «зАмок»? Какие мнемонические приемы помогают выучить трудные случаи русской грамматики и т.д.